Контрольно-счетная палата Владикавказа совместно с прокуратурой проверила, как в 2016 году расходовались деньги из бюджетов города и республики на дороги и установила неэффективное и нецелевое расходование 64 млн. 981 тыс. руб.
Внимание проверяющих было сосредоточено на Владикавказском муниципальном казённом учреждении «Дорожный фонд» (ВМКУ «Дорожный фонд»), который организовывает работы по устройству и ремонту городских дорог, контролирует их, а также принимает результаты выполненных работ у подрядчиков. 

Властелины дорожной разметки 

Итак, разметка дорог. Что может быть проще в исполнении и нагляднее для жителя республики, который видит работу власти и говорит о том, что "эта власть хоть что-то делает"?
Разметка дорог у нас проводится с завидной регулярностью двумя-тремя фирмами. В ходе проверки их работы было проведено сопоставление объектов дорожной разметки на дорогах в Левобережном районе Владикавказа, и выяснилось, что эти фирмы в актах о приемке выполненных работ указывают одни и те же объекты. То есть бюджетные деньги выплачиваются дважды за одну и ту же работу, якобы проведенную двумя разными подрядчиками.
Можно бы было предположить, что плохо выполненную одной компанией работу пришлось переделывать другой, если бы на время выполнения повторных работ не распространялись гарантийные обязательства. Это значит, что фирма, сделавшая разметку, минимум три месяца, а иногда и до полугода, несет ответственность за состояние дороги и обязана устранять все недоработки за свой счет.

Так, например, в позиции «69» акта о приёмке выполненных работ от 28.10.2016 №10 по муниципальному контракту от 04.10.2016 №0310200000316001752 (ООО «ЧЕР-М») отражено выполнение работ по нанесению пешеходных переходов (№14а по ГОСТ 32953-2014) на перекрёстке улиц Генерала Плиева и Коцоева площадью 73,6 м2. Те же работы отражены ранее, в позиции «37» акта о приёмке выполненных работ от 13.06.2016 №8 по муниципальному контракту от 03.05.2016 №0310200000316000364 (ООО «Магистраль»), а именно, отражено выполнение работ по нанесению пешеходных переходов (№14а по ГОСТ 32953-2014) на перекрёстке улиц Генерала Плиева и Коцоева площадью 73,6 м2. При этом срок гарантийных обязательств по муниципальному контракту от 03.05.2016 №0310200000316000364 (ООО «Магистраль») истекал только 13.12.2016.

Стоимость этих работ по нанесению разметки на перекрёстке улиц Генерала Плиева и Коцоева в количестве 73,6 м2 по муниципальному контракту составила 42 991,72 руб. И ВМКУ «Дорожный фонд», приняв работы и подписав справку о стоимости выполненных работ необоснованно, в нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств, приняло денежное обязательство по оплате работ из средств бюджета вместо того, чтобы потребовать устранить недостатки.
Таким образом ВМКУ «Дорожный фонд», в нарушение Гражданского и Бюджетного кодекса РФ приняло на себя денежные обязательства по выполнению работ по дорожной разметке того же объекта в рамках другого муниципального контракта, чем фактически нанесло ущерб бюджету МО г.Владикавказ в размере - 42 991,72 руб.
В ходе проверки были установлены еще 12 аналогичных фактов приемки ВМКУ «Дорожный фонд» выполненных работ по нанесению дорожной разметки, при том, что дорожная разметка по данным объектам находилась на гарантии по ранее заключенным муниципальным контрактам.
В результате бюджету МО Владикавказа фактически нанесен ущерб в размере 670 861,21 руб.
Визуальный осмотр состояния дорожной разметки во Владикавказе также подтверждает, что работы проведены с ненадлежащим качеством.

 Пешеходный переход на перекрёсте ул. Ватутина и ул. Горького, где в 2016 году разметка наносилась, согласно актам о приёмке выполненных работ, дважды.

Всего разметка во Владикавказе в 2016 году осуществлялась по 6 муниципальным контрактам с ООО «Осдорстрой», «ЧЕР-М», «Магистраль» на общую сумму свыше 21 миллиона рублей. При этом проверяющие органы установили, что стоимость работ в локальных сметных расчетах была безосновательно завышена с помощью собственных калькуляций, которые "Дорожный фонд" применяет необоснованно.
Так, при нанесении разметки были завышены как количественные, так и стоимостные показатели всех ресурсов. При наличии чиновничьего опыта и желания несложно завысить затраты на труд рабочих-строителей (к примеру, 6 ч/час по цене 15 руб./час вместо 3 ч/час по цене 8 руб./час), потратить на бумаге эмалевой краски 90 кг вместо 63 кг, пожонглировать длиной полосы и количеством перевозимого инвентаря.
Однако, при желании проверяющих органов, все эти нехитрые трюки проверяются так же легко, как и применяются, что и было установлено: бюджетные средства в сумме 21 173 086 руб., выделенные на проведение работ по 5-и муниципальным контрактам, были использованы неэффективно и нерезультативно.

Друзья Бордюр Бордюрыча

Мэры во Владикавказе меняются, а на установке бордюрных камней продолжают зарабатывать, как зарабатывали: с помощью изменения объемов бетона при устройстве бетонного основания под бортовые камни и установке бортовых камней. Завышение объемов - это завышение стоимости, занижение - экономия выделенных средств, и все это несмотря на установленные тарифы.
Именно такие нарушения были обнаружены на ул. Московская (от пр. Доватора до ул. А.Кесаева), ул. Зураба Магкаева (от ул. Куйбышева до Карцинского шоссе), ул. Зои Космодемьянской (от ул. Галковского до ул. Доватора) ул. Цаликова (от ул. Бутаева до ул. Минина), ул. Хаджи Мамсурова (от пр. Доватора до ул. Московская с круговым движением).
На фото участок ул. Хаджи Мамсурова от пр. Доватора до ул. Московская с круговым движением

В результате манипуляций с локальными сметными расчетами и актами выполненных работ, только на этих 4 объектах выведено из бюджета около 300 тысяч рублей. Деньги пропали, пока устанавливали 4 тысячи метров бортовых камней.

Как украли? Технология:

В отчетах было отражен объем бетона 238 м3 (стоимостью 1 189 611руб.), фактически под бортовые камни обустроено бетонное основание в объеме 180 м3 (стоимостью 901 102,15 руб.), что на 58 м3 меньше. Кроме того, установлены факты  просадки камней бортовых относительно плоскости автодорог, что кроме отсутствия под камнями бортовыми бетонного основания, может свидетельствовать и о недостаточном уплотнении под камнями бортовыми щебёночного основания. ВМКУ «Дорожный фонд», в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, статьи 711, статьи 721, пункта 1 статьи 740, пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса РФ, допустило завышение подрядчиками объёмов по 4 муниципальным контрактам, в результате чего муниципальному образованию г.Владикавказ нанесен ущерб на сумму 288 509,00 руб.

Отходное производство в наследство

Подрядчики ВМКУ «Дорожный фонд», как выяснилось, не стремятся экономить бюджетные деньги, за расходование которых, справедливости ради следует это отметить, с них и не думает спрашивать муниципалитет.

К примеру, при замене старого асфальта на новый образуется «гранулят старого асфальтобетона», который, в соответствии с нормативными документами, может и должен использоваться при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Использование асфальтобетонного гранулята, содержащего щебень и битум, в качестве вторичного сырья  значительно снижает себестоимость работ. Однако, при ремонте владикавказских дорог он не только не используется, но и не учитывается , несмотря на то, что на рынке его стоимость оценивается от 330 до 700 рублей за тонну.

Проверкой установлено, что в локальных сметных расчетах по ремонту автомобильных дорог Владикавказа, утвержденных ВМКУ «Дорожный фонд», сразу после позиции «снятие деформированных асфальтобетонных покрытий» следует позиция «перевозка грузов автомобилями-самосвалами», следовательно, рыночная стоимость гранулята по муниципальному контракту с ООО «Алания» составляет 1600 т х 373 руб. = 596 800,00 руб.

Аналогичным образом ВМКУ «Дорожный фонд» в 2016 году отработал еще по 28 муниципальным контрактам, в результате чего не был оприходован и принят к бухгалтерскому учёту гранулят в количестве 32049,1 тонн стоимостью почти 12 млн. руб.

Надо отметить, что новая власть, делающая новые дороги в новое светлое будущее, ничего нового не придумала. Ровно так же и с применение тех же схем расходовались бюджетные средства и при Сергее Дзантиеве. Так, в 2015 году не был оприходован и принят к бухгалтерскому учёту гранулят старого асфальтобетона,  пригодный для дальнейшего использования, в количестве более 17 тысяч  тонн стоимостью около  6,5 млн. руб.

Городской дорожный фонд считает гранулят не возвратным материалом, а строительным мусором, соответственно, по бухгалтерскому отчету асфальтовую крошку не проводит. А между тем,  во Владикавказе нет полигона с пунктом приема и утилизации  гранулята. Но есть несанкционированные свалки в районе вдоль пр. Доватора, в районе Владикавказского асфальтного завода и стадиона «Металлург», что тоже, кстати, запрещено законом.

Бетон с плохими анализами 

И пешеходы, и автомобилисты Владикавказа с возмущением считают выбоины на асфальте, под фанфары СМИ уложенном в 2016 году, и обсуждают, как новенький асфальт смывает после первого же дождя. Как выяснилось, причина проста: материалы, которые используют, когда делают наши дороги за бюджетные деньги, не соответствуют  проектным данным и требованиям государственных норм и стандартов.

С помощью экспертиз и испытаний дорожно-строительных материалов установлено, что не удовлетворяют требованиям используемый на дорогах Владикавказа асфальтобетон по показателю «степень уплотнения», и бордюры по показателю «морозостойкость».

К примеру, при капитальном ремонте ул. Гвардейская, произведенных подрядчиком ООО «АланСпецСтрой» по муниципальному контракту  бюджету Владикавказа работами ненадлежащего качества нанесен ущерб более 4,2 млн. рублей.

При капитальном ремонте ул. З. Космодемьянской, который осуществлял подрядчик ООО «Р.О.С.Дорстрой» ущерб нанесен на 3,2 млн.рублей.  

Аналогичные нарушения выявлены на ул. З. Магкаева (ООО «Алания»), ул. Интернациональная (ООО «Мегамэйд 15»), пр. Коста (ООО «Магистраль»), ул. 6-я Промышленная (подрядчик ООО «Алания»).

В сумме общая площадь асфальтобетонного покрытия, выполненного с недостаточным уплотнением и не соответствующей ГОСТу составила 41 083 м2, общее количество бордюров, не удовлетворяющих требованиям проекта, составило 2 421 шт. Всего в результате выполнения работ с грубым нарушением технологии и с низким уровнем качества бюджету Владикавказа был нанесен ущерб в сумме 24,2 млн. рублей.  

Итого, всего за год на одних только дорожных работах городской и республиканский бюджеты потеряли около 64 млн. 981 тыс. руб.  Общая сумма выявленного в результате контрольного мероприятия ущерба муниципальному образованию Владикавказ составила 43,808 млн. рублей, сумма бюджетных средств, использованных неэффективно и нерезультативно составила - 21,173 млн. рублей. 

Теперь подрядчики, допустившие нарушения при выполнении муниципальных контрактов, которые повлекли многомиллионные бюджетные потери, обязаны устранить их за свой счет в соответствии с условиями контрактов. Конечно, если муниципалитет этого потребует. 

От автора: В начале 2016 года североосетинские СМИ гордо рапортовали о том, что Владикавказ готов к масштабному ремонту дорог, какого в столице не проводили вот уже много лет. Тему ремонта дорог продолжают использовать как пиар-повод власти до сегодняшнего дня. Тогда же в АМС был назначен заместителем Бориса Албегова доверенный человек Вячеслава Битарова Тамерлан Фарниев. В курации которого и находились сотни миллионов бюджетных вливаний в городские дороги. Помнится, тогда, заинтересовавшись этой темой, я выяснила, что дороги делают быстро и по меньшей стоимости, чем делали при Дзантиеве, который, как известно, «проел» дорожный бюджет города на несколько лет вперед. Тогда еще подумалось о том, что я все же несправедлива в оценке деятельности Вячеслава Битарова: вот как человек работает, нашел деньги на дороги, поставил своего человека эти деньги контролировать, снизил стоимость работ, значит, не воруют, значит, молодцы. Стараются, надо не мешать и дать им поработать. Но нет. Тамерлан Фарниев оказался четвертым из дружной компании Сергея Дзантиева, Вячеслава Битарова и Рустема Келехсаева, способы ремонта дорог были калькированы с методов времен массовой укладки именных бордюров, а то, что денег мало тратили, объяснилось просто: они тогда просто не умели выигрывать тендеры, которые срывали, демпингуя, российские строительные компании. Да и из 70 миллионов рублей, которые насчитали проверяющие, на самом деле украдена лишь меньшая часть. Остальные просто потрачены неэффективно: в асфальт, который смывается от дождя, в кривые бордюры и проваливающиеся обочины. Так что убеждаемся на примерах, что простота хуже воровства. Какая разница налогоплательщику, украли эти деньги, потеряли или закопали в некачественный бетон? Никакой. Итог – много дешевого пиара, много плохих дорог и минус 70 миллионов из бюджета.