Пока осетины рассуждают о том, нужен ли нам патент на осетинские пироги, и если нужен, то кому он будет принадлежать, как нести в широкие российские массы сакральное осетинское блюдо и стоит ли это вообще делать, осетинские пироги живут своей собственной жизнью. И глубокая заморозка на 12 месяцев, которой их намерен подвергнуть депутат Дмитрий Дюбуа, это не самое страшное, что с ними может случиться. К примеру, в то время как адыги запатентовали свой сыр, а армянский лаваш признан нематериальным наследием ЮНЕСКО, осетинские пироги предлагают продавать под брендом «Сделано на Кавказе», видимо, как «кавказские».

Но есть в России люди, которым нравится именно бренд «осетинские пироги». Он еще не запатентован юридически, но во всемирной сети Оспироги.ру уже широко известны. Под таким названием в Москве работает пекарня с логотипом в виде ярко-желтого солнца с несколько надменным взглядом и увеличенными губами. Она предлагает покупателю кухню «с национальным колоритом» и франшизу с паушальным взносом в полмиллиона рублей, куда будет кроме всего прочего входить стоимость обучения персонала выпечке наших пирогов шеф-поварами пекарни. На сайте представлены следующие блюда: осетинский пирог «фыджын» с мясом, осетинский пирог с курицей, грибами и сыром, осетинский пирог с горбушей и осетинский пирог со шпинатом и сыром.

При первом же вопросе всем желающим овладеть искусством приготовления пирогов и заработать на этом деньги, высылают подробную презентацию про пекарню, а вежливый сотрудник с типичным славянским говором радостно сообщает, что пекарня оставляет за собой право поставки правильного сыра, который у них изготовляется по особой рецептуре. На вопрос, есть ли в пекарне, которая кроме осетинских пирогов и сыра, специализируется еще и на «французской выпечке» осетины и французы, вежливый юноша сообщает, что «нет, но рецептура полностью оригинальная». Видимо, особенно в части добавления рыбы и шпината в особый сыр, сделанный по древнеосетинским рецептам.

С таким глобальным подходом к раскрутке бренда «оспироги» московская пекарня скорее сделает то, что не удается властям республики со времен Александра Дзасохова — внести осетинское ритуальное застолье с тремя пирогами в список нематериального наследия ЮНЕСКО, как это уже сделали наши соседи. В списке ЮНЕСКО армянский лаваш, культура приготовления и преломления азербайджанских хлебной лепёшки - лаваша, катырмы, жупки, юфки, и грузинское полифоническое пение.

В мировой истории известно немало случаев, когда блюда национальной кухни одной страны становились достоянием и чуть ли не символом совершенно другой страны и даже всего мира. К примеру, пицца – национальное итальянское блюдо, первые прототипы которой появились в Неаполе в 1522 году. К концу второй половины XIX века пицца попадает в США и, скорее всего, вы не сможете вспомнить американский фильм, в котором хотя бы раз не упоминалось это блюдо. Сегодня пицца относится к самым популярным блюдам в мире. От традиционного способа приготовления пиццы, в которую непременно должен входить сыр (в частности, моцарелла), то и дело отступают и готовят пиццу как вздумается. Японские роллы в том виде, к которому мы привыкли, тоже мало что общего имеют с Японией и теми роллами, которые вам подадут в Стране восходящего солнца. Рецепты самых популярных ролл - «Калифорния» и «Филадельфия» – изобрели в США, о чем нам и повествует их название. В Японии же больше предпочитают суши, которые берут свое начало аж в VII веке.

Географические границы местности, в которой допускается производство коньяка, технология производства и само название «Коньяк» строго определены, регламентированы и закреплены многочисленными законодательными актами. Коньяк является исконно французским продуктом. Крепкие напитки других стран, а также напитки, произведённые во Франции вне региона Шаранта, даже если они получены дистилляцией виноградных вин, произведённых в регионе Пуату — Шаранта, не имеют права именоваться коньяком на международном рынке, такие напитки принято называть бренди. Что, однако, нисколько не помешало популярности армянского коньяка.

История знает еще немало случаев заимствования национальных блюд и напитков. И вроде бы ничего такого в том, что кто-то, кто не осетин, заметив наличие спроса, взял за основу своего бизнеса приготовление осетинских пирогов и даже не соврал в названии своей пекарни, где, к слову, готовятся национальные блюда и других народов тоже. За исключением одной детали. Если пицца, суши, роллы и коньяк являются лишь традиционными национальными блюдами, то осетинские пироги, а именно три пирога – это часть традиционного обряда молитвы Богу, совершаемого в национальные   или фамильные праздники. И если посмотреть на «Оспироги» уже вот с этой точки зрения, то «осетинский пирог со шпинатом», как и его «глубокую заморозку», если постараться, можно даже отнести к оскорблению чувств верующих.

Обсуждаемая пекарня, разумеется, не единственная в своем роде, и в городах России и за ее пределами можно встретить массу разных вариаций на тему «осетинские пироги и фантазия повара». И это было бы нестрашно, если бы многочисленные любители пирогов по всему миру знали, под каким брендом гарантирован оригинал. А остальные пусть подражают.