Неосвещенные закоулки, зеленые деревянные ворота, словно гигантский щит из скандинавских саг на страже другого измерения. Где-то здесь находится знаменитый «Портал». Темболат Гугкаев любезно проводит меня во двор, где на фоне тусклого света белеют вздутия из снега. Напротив кирпичное здание, внутри — небольшая комната, желтый свет от буржуйки и тихо переговаривающиеся люди по углам. Арт-пространство осталось без света. Это мое первое интервью «при свечах». Со временем людей становится все больше, а разговор — интереснее.

Как бы ты охарактеризовали свою деятельность?

Охарактеризовал бы как жизнедеятельность - это единственная для меня форма жизни. Я другой не знаю.

Важно ли дизайнеру умение воплощать идеи своими руками или ему достаточно придумывать, а воплотит задуманное кто-то другой?

Я над этим хорошо призадумался и пришел к тому, что дизайнеру вообще ничего не надо, он использует то, что умеет. Дизайнер - это тот человек, который обладает страстью к творчеству, кто любит создавать, используя те или иные материалы. Я бы назвал поэзию и музыку тоже дизайном, разница лишь в том, что на свет рождаются нематериальные вещи. Это просто такой склад ума, который не зачерствел, который открыт к изучению чего-то нового.

Когда ты воплощаешь задуманное, можешь поделиться этим с другими людьми. Ты вкладываешь в предметы какое-то чувство и настроение, и если ты честный дизайнер то, ты можешь максимально полно передать то, что ты задумал. Если же ты занимаешься «воображательством», ты такой же дизайнер, потому что мысль материальна. Мысль творит, и ты ее отправляешь в мир. Разница между всем этим лишь в том, что ты не можешь этим поделиться в материальном плане.

А как ты считаешь, насколько сфера дизайна хорошо развита у нас в республике? 

Если брать какие-то нормы развития, то развита очень плохо. У нас нет культуры дизайна, мы не знаем что с ней делать, не знаем как ей обучать. Есть лишь единицы, которые реализовали себя в дизайне, но среди этих единиц мало кто старается зажечь других: зажечь молодежь, своих ближних. Но, несмотря на это, мы обладаем громадным потенциалом, у нас такое количество способных сделать что-то грандиозное, что мы дадим фору любой стране.

А что нас тормозит на этом пути?

Отсутствие этой самой культуры в широком смысле, отсутствие  культуры созидания. Мы сейчас находимся под обстрелом средств массовой информации, насаждающих культуру потребления. Вот и все. Мы погрязли в какой-то жиже, и самое ужасное, что очень немногие осознают, что они погрязли в этом. Многие высмеивают тех, кто пытается обратить внимание на то, что в жизни нужны другие ценностные ориентиры, в том числе и «Портал». Обязательно все воспринимается в штыки, приходится пробиваться с боем.

Говоря о культуре потребления, не может ли дизайн способствовать ее насаждению среди людей? Яркий пример — компания «Икеа», которая у многих стала ассоциироваться с культурой потребления.

В случае с Икеей вопрос немножко другой. Они же хитрые. Они увязали дизайн и «потребительство». Ну, что тут поделать? Людей очень много, растет и количество их запросов. Каждый хочет обставить свой дом, обустроить его. Соответственно нужно делать очень много предметов. И лучше, как в случае с «Икеей», делать их, не знаю как с качеством, я не особо знаком с их продукцией, но хотя бы на уровне, с эстетической точки зрения.  Говоря о том, может ли дизайн стать механизмом насаждения культуры потребления… Дизайн - это то, что ты делаешь. Я могу ходить и любоваться, но если я не буду что-то сам создавать, то я просто потребитель, высасывающий эту энергию красоты, которую создают другие люди, при этом сам ничего не производя. То есть, если ты не занимаешься творчеством, не реализуешь какой-то духовный потенциал, который обязательно есть в каждом, то ты просто паразит общества.

Правильно ли я поняла, если человек не творит сам, то он паразитирует на эстетике, которую создают другие люди?

Если ты не творишь, то ты потребляешь. Не потреблять тоже нельзя, потому что мы едим, мы пьем воду, мы вдыхаем воздух, мы используем различные материалы в своей работе. Все во вселенной потребляет, но если мы это потребляем в никуда, значит мы паразиты. В идеале мы должны производить столько же, сколько потребляем. И речь не только о материальных, но в первую очередь,  о духовных продуктах.

Если говорит о дизайне пространства, то у каждого свое представление о красоте и уюте в доме. Самая распространенная у нас эстетика в этой сфере: глянец, позолота, лепнина, дорогое, да богатое.

То, о чем ты сказала, это вообще не осетинское. Это тот самый паразитизм, который мы переняли по каким-то причинам. А может просто ничего другого не было? Но если копнуть вглубь и посмотреть на тот быт, который у нас был:  посмотрев на старинный дом в горах, можно очень удивиться, насколько там все гармонично. Для меня хороший дизайн формируется из необходимости, дизайн — это решение какой-то проблемы, умное и эстетичное. В горах было очень мало ресурсов, поэтому все в быту продиктовано этой нехваткой ресурсов. Наш дизайн, он совсем другой, мало кто знает, какой он по-настоящему. Я исследую этот вопрос и пытаюсь какие-то свои открытия внедрять и опубликовывать. И я знаю ряд людей, которые тоже работают в направлении по восприятию хорошего национального дизайна.

А как ты думаешь, когда мы дойдем до понимания этого простого осетинского дизайна, простой красоты? И что для этого нужно?

Я думаю, что для этого он должен сам прийти в массы. Для этого нужно провести очень большую работу, так как старое всегда уходит, цепляясь когтями. Но с другой стороны, новое, рано или поздно, всегда его вытесняет. Если мы будем не одиноки на этом поприще, если создадим творческий кластер, все получится. Важно не только постоянно удерживать планку на высоком уровне, но и поднимать ее, и оглядываясь друг на друга, и друг друга подгоняя, что у нас в «Портале» и происходит. Думаю, что все это не за горами, сейчас все идет очень быстро и все очень быстро меняется. Думаю, если сохранять темп, то вопрос это вопрос нескольких годов.

По твоим личным наблюдениям, у людей уже есть внутренняя потребность в более  аутентичном, простом и понятном нам дизайне?

Здесь, как мне видится закон пирамиды: острие, потом вершина, потом это все расширяется. Образно говоря, впереди идет очень маленькое число людей, которые как исследователи приносят что-то новое. На их зов откликается уже чуть большая группа людей, у которых довольно независимое мнение, которые имеют определенный кругозор. И в конце самая большая часть людей, которые обладают большой инертностью и сравнительно небольшим кругозором, они реагируют только на то, что к ним близко находится.

Каков дизайн в России и насколько он отличается от того, что происходит в этой сфере в ведущих странах мира?

В России дизайн развивается очень специфично, потому что Россия — это уникальная страна. У нас в начале 20 века произошла революция, после нее - вторая мировая война. Эти события настолько перевернули жизнь общества, что все началось с нуля. Мы пошли  собственным курсом, который очень отличался от курса мирового. И если за рубежом существуют давние сложившиеся традиции в сфере дизайна, то у нас эти традиции заново написаны. И именно в это революционное время появилась плеяда очень мощных  людей творчества: Малевич, Кандинский. У нас отняли наши истоки и начали почти на голой почве формировать новое, поэтому нам еще предстоит оглянуться назад. Несмотря на это, у нас есть наработки, свой взгляд на дизайн. Мы хоть и смотрим, и учимся у Запада, но у русского человека особое умение, особый навык изобретательства.

В творчестве у тебя есть какой-то ориентир или идеал, к которому ты стремишься? 

Я вообще не думаю о своих достижениях. Идеала нет, есть просто люди, личности, у которых я учусь и учусь с радостью. В основном я оглядываюсь на своих друзей, которые здесь, во Владикавказе живут. От совсем молодых до тех, у кого есть какой-то опыт за плечами - все могут научить чему-то новому, да так, что не нужен даже «пинтерест», «гугл», «инстаграмм». Есть те, кто не имея отношения к дизайну, могут показать особый подход, проявить интересную черту характера – люди, которые меня цепляют. И выработав у себя эту черту, можно получить некий импульс.

Как ты считаешь, насколько творческий человек талантлив во всем? И талантлив ли он во всем на самом деле?

Творческий человек — это человек действия. Даже не столько «пошел-взял-руками попилил», а именно какого-то духовного импульса, человек который не умеет бездельничать. Даже когда он отдыхает, то переключается на какие-то иные виды деятельности. С таким подходом невозможно стоять на месте, все постоянно движется, развивается. Творческий человек всегда в этом потоке. Находясь в потоке, ты среди великих, так как никакой иерархии в этом потоке нет. Лучший -  тот, который всегда находится в движении, не останавливается на достигнутом.

Большое количество представителей творческих профессий, сейчас активно выражают свои политические пристрастия,  активно выступают. Должен ли творческий человек публично отстаивать свои политические взгляды и если да, то каким образом? 

Во-первых, я считаю, что творческий человек никому ничего не должен. Все зависит от темперамента, есть люди замкнутые в своем «мирке», которые особо ни с кем не общаются. Они тоже творческие от Бога, и нельзя от них требовать иной активности. Есть и такие активные, которые прям в бой рвутся: они могут бросить кисть и взяться за штык. Это тоже нормально. Лично я для себя считаю, что та политика, которая существует на экранах, это чушь и грязь,  насаждение людям ненависти друг к другу. И, в то же время, настоящая политика — это искусство объединения любых обществ. Вот такую политику нужно формировать,  поддерживать и проводить.

Но творчество ведь тоже объединяет. Получается, это сила равная политике?

Творчество — это самая сильная политика. Перед ней любая политика, основанная на слове -  шаткая конструкция-однодневка: потому что творчество идет от сердца к сердцу, и лишь слегка касается материи. Любое творчество — это выражение любви -  наверное, самой мощной базовой силы во вселенной, в то время как политика государства -  просто структура ума.

Как ты считаешь, творческий человек, в частности дизайнер, это просто вольный пахарь, который неожиданно решил заниматься творчеством или необходимо некое академическое образование,  как и четкое представление об особенностях профессии? 

Образование — это всего лишь умение обращаться с инструментом, не более. Я вообще нигде не учился дизайну, а если говорить о каком-то классическом образовании, я инженер-электрик. А в плане жизненном, глобальном, я учусь каждый день. Дизайнер в хорошем смысле — это раб. Никуда не деться от дизайна, ты можешь бросить любимую работу, ты можешь бросить все, но ты не можешь бросить то, к чему у тебя призвание. Оно может доставлять внешние муки, но то что это дает внутри -  оно того стоит. Дизайнер  -  слуга: он служит обществу, он выявляет проблемы, находит и решает их.

Если говорить о предметах мебели, то что важнее, эстетика или функциональность? И где проходить золотая середина между красотой и функциональностью?

Чертовски своевременный вопрос. Года три назад, я бы сто процентов сказал, что необычный дизайн, красота, «выпендрежность» важнее. Я так и действовал. До недавнего времени я считал, что функциональность важнее, а сейчас маятник снова качнулся. Наверное, и то, и то важно. Ты сейчас задаешь вопрос от ума, я пытаюсь тебе от ума ответить, но когда ты приступаешь к делу, то ум отключается. Дальше на какой-то интуиции действуешь, когда само все происходит. В этом смысле дизайнер и есть раб.

Ты создаешь предметы больше под заказ или ты создаешь что-то, а дальше оно находит своего владельца?

По-разному бывает. Какие-то заказы поступают от ресторанов, от частных заказчиков, я их делаю, потому что они интересны, и потому что это приносит деньги на жизнь. Помимо этого есть какие-то идеи, которые настолько цепляют, они настолько интересны, что их невозможно не воплотить. Это было бы предательством против себя.

Для тебя дизайн это преимущественно для души или это источник твоего основного заработка?

Я совмещаю. Одно другому не мешает. Можно  отказаться от того, что не нравится. Лучше немного поголодать, но потом принять какой-то заказ, который будет приятен, будет приносить пользу душе.

То есть ты занимаешься только теми проектами, которые тебе близки?

Конечно. В процессе работы получается так, что люди уже заведомо знают, что ты за человек и какие вещи делаешь. В этом плане есть много проектов, которые целенаправленно пришли на меня. Я делал дизайн оправ для российской компании. Они обратились ко мне с формулировкой: «Нам нужен сумасшедший дизайн очков». Я никогда не занимался прежде оправами для очков, но меня зацепило. Это же вызов - делать сумасшедший дизайн.

А какой он твой личный стиль как дизайнера? 

Я не знаю, не анализировал себя. Я стараюсь делать все легким, с присутствием юмора, с изюминкой, но в тоже время простым. Сейчас я пришел к такой формуле: мне нравятся простые вещи, при рассмотрении которых можно обнаружить множество интересных деталей.