Глава республики Вячеслав Битаров публично на камеры и диктофоны заявил о том, что соглашений по Пригородному району не существует, и он ничего не подписывал, назвав все разговоры об этом «враньём и дестабилизацией».
Эту же версию в Интернете после его заявления активно распространяют с аффилированных сайтов и фальшивых аккаунтов, параллельно обвиняя во всех смертных грехах тех журналистов, которые посмели всего лишь задаться вопросом - подписывал ли Битаров совместные документы с Евкуровым, и если да, то о чем они.
Кроме этого люди под вымышленными именами распространяют конспирологическую теорию о том, что всю ситуацию с дестабилизацией разработали Таймураз Мамсуров и Михаил Гуцериев. На минуточку - представитель самого Вячеслава Битарова в СФ и уважаемый представитель российской бизнес-элиты. Похоже, частично на эту версию своих анонимных защитников натолкнул сам глава, заявив о том, что «делают это те люди, которые просто отлучены от кормушки своих должностных полномочий, которые они потеряли».
В своей эмоциональной речи Вячеслав Битаров, кстати, периодически путался в показаниях и то подтверждал информацию, которую сам же опровергал, то противоречил сам себе или трём другим действующим лицам этой истории: полпреду Олегу Белавенцеву, главе СПЧ Михаилу Федотову и главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову.
Пожалуй, пришло время проанализировать официальную информацию по новейшей истории Пригородного района. И собрать вместе ссылки на материалы в СМИ, стенограммы заседаний и выступлений, информацию с официальных сайтов полпредства, СПЧ и глав Северной Осетии и Ингушетии.
ДЕТАЛИЗИРОВАННАЯ ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
История, как ни странно, началась с небезызвестного Максима Шевченко, который в 2010 году появился на Северном Кавказе в составе делегации Общественной палаты РФ. Уже в 2011 году он озаботился судьбой Пригородного района. Все свои соображения по этому поводу он изложил в беседе на «Эхе Москвы».
«В 92-м году между осетинами и ингушами, в основном между осетинами, которые были беженцами из Грузии, и которые, собственно говоря, и были одними из главных участниками конфликта страшного кровавого в Пригородном районе, который местное население называет войной до сих пор. Ну, возникла такая, непреодолимая достаточно, пропасть, которая была почти преодолена, как говорили многие участники этих встреч, к 2004-му году, но тут случилась трагедия, которой нет ни оправдания, ни описания: это захват бесланской школы и жуткая вот эта гибель на глазах у всего мира огромного количества детей, взрослых… В общем, вот этот вот акт безумия такой. После Беслана, конечно, осетино-ингушские переговоры и процесс мирного урегулирования по Пригородному району, ну, мягко скажем, осложнился», - решил Шевченко.
Идея соединить в одну смысловую цепочку Беслан, Пригородный и Южную Осетию у Шевченко, похоже, любимая.
Из-за своих попыток спекулировать на теме мусульман, Пригородного и кударцев Шевченко даже был вынужден публично извиняться перед осетинами.
После этого, Максим Шевченко Осетию несколько лет вниманием не баловал, став у нас персоной нон грата по неофициальному указанию Таймураза Мамсурова, и при этом активно продолжал свою миссионерскую деятельность в соседних республиках.
В марте 2016 года Северную Осетию возглавил Вячеслав Битаров. А уже в мае, спустя шесть лет после своих извинений, Максим Шевченко снова, сменив площадку ОП на СПЧ, появился в республике в составе группы Совета по правам человека /СПЧ/ на Северном Кавказе.
4 июня 2016 года именно в рамках этого визита глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров выступил с инициативой создания рабочей группы при СПЧ по преодолению последствий событий осени 1992 года.
«Он попросил содействия в возвращении в места постоянного проживания беженцев из Пригородного района Северной Осетии, а также в поиске без вести пропавших для захоронения. По словам руководителя Ингушетии, правительство Северной Осетии разработало федеральную целевую программу по развитию населенных пунктов для совместного проживания лиц ингушской и осетинской национальностей. Юнус-Бек Евкуров попросил членов Совета содействия в ее принятии», - сообщается на сайте СПЧ.
И уже 6 июня 2016 года Вячеслав Битаров, будучи врио и единственным кандидатом на первую строку в президентском списке, принял решение о создании при главе Северной Осетии Совета по правам человека. «Я буду благодарен всем, кто, не переводя правозащитное дело в политическую плоскость, будет помогать и указывать на ошибки и недоработки власти», - сказал по итогам встречи с СПЧ Вячеслав Битаров.
Для чего именно в Ингушетии и Северной Осетии создавались Советы по правам человека? Именно это Советы и являются тремя сторонами в принятии решений по Пригородному району.
В тот приезд Михаил Федотов и предложил врио Битарову создать совместную трехстороннюю комиссию с участием представителей гражданского общества Северной Осетии, Ингушетии и Совета по правам человека. «В решение этих проблем нужно вовлекать гражданское общество, только так можно добиться реальных успехов», - пояснил Федотов.
А Максим Шевченко напомнил тогдашнему неопытному врио, что ранее действовала федеральная целевая программа по развитию Пригородного района, «разработанная, в том числе и осетинской стороной, однако позже программа была заморожена». По его словам, ее возобновление «является важным делом». Так же как и розыск останков погибших во время конфликта 1992 года.
Врио главы Северной Осетии подтвердил актуальность этой темы. «Мы будем благодарны, если вы окажете нам содействие в решении этого вопроса, и прояснится все же, где находятся останки этих людей», - сказал Вячеслав Битаров.
На сайте СПЧ можно найти и упоминание о том, что ранее инициативы правозащитников не находили должного понимания у руководства республики. «Усилия правозащитников не нашли должного понимания у руководства Северной Осетии. В настоящее время сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону: и в Ингушетии, и в Северной Осетии ведут поисковую работу комитеты родственников пропавших без вести. Главы обеих республик оказывают им поддержку», - информирует сайт.
Все вышеперечисленное было подготовительной работой к сольному выходу Юнус-Бека Евкурова, который 14 июня 2016 года направил в СПЧ официальное обращение с просьбой оказать содействие в разрешении последствий осетино-ингушского конфликта 1992 года.
«Есть проблемы, которые не решить республиканским властям самостоятельно без помощи федеральных структур. Это возвращение в места постоянного проживания беженцев из Пригородного района и поиск без вести пропавших для захоронения», - цитирует сайт СПЧ Евкурова.
Очевидно, что пока речь идёт не о социально-экономическом развитии. Глава Ингушетии говорит о возвращении беженцев, которых, даже по официальным данным, в Северную Осетию вернулось больше, чем проживало до конфликта. И о поиске пропавших без вести. И с осетинской стороны не прозвучало в тот момент ни одного возражения на тему «последствий», о которых глава Ингушетии почему-то решил вспомнить именно в тот момент, когда в Северной Осетии руководителем был врио, мало разбирающийся в истории, конфликтологии и политологии. Да и в госуправлении тоже. Откуда об этом знал Евкуров? Да хотя бы потому, что именно в этот период вся команда «баварцев», переведённая с пивзавода в аппарат главы республики, как рассказывают, ездила на учебу в администрацию Ингушетии.
Если бы новый руководитель республики не решил, что сотрудники «Баварии» способны работать на очень специфических должностях лучше, чем профессиональные чиновники, то, возможно, нашёлся бы кто-то, кто проинформировал бы главу о том, с отменой постановления Правительства России от 6 марта 1998 года (Постановление № 274 «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.» - прим. ред.) в 2015 году в Северной Осетии завершился процесс возвращения и обустройства граждан ингушской национальности на территорию Пригородного района. Всего с 1994 по 2014 годы возвращено 4917 семей (25497 чел.).
Но эта информация осталась невостребованной, и потому в конце 2016 года вопрос о возвращении ингушских переселенцев в очередной раз был актуализирован.
Идеологически тема продолжилась 15 ноября 2016 года в программе телеканала «Звезда» «Легенды армии», когда ведущий передачи Александр Маршал рассказывая о событиях осетино-ингушского конфликта, всю ответственность за трагедию возложил на осетинскую сторону. Свою версию событий в передаче озвучил и глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. 18 ноября глава Северной Осетии Вячеслав Битаров после двухдневного скандала в сети был вынужден выступить с заявлением о том, что «не позволит».
22 августа 2016 года СПЧ опубликовал на официальном сайте свои рекомендации, в том числе «в части преодоления последствий осетино-ингушского конфликта 1992 года».
В этот момент среди действующих лиц этой истории появляется Полномочный представитель Президента РФ Олег Белавенцев, которому СПЧ рекомендует совместно с руководством Северной Осетии и Ингушетии «рассмотреть возможность создания трехсторонней комиссии с участием членов Совета, а также Советов по развитию гражданского общества и правам человека при главах соответствующих республик».
И в этих же рекомендациях правительству РФ предлагается «вернуться к вопросу о необходимости продолжения реализации Федеральной целевой программы, касающейся социально-экономического развития Пригородного района Республики Северная Осетия – Алания».
5 декабря 2016 года в Пятигорске полномочный представитель президента в СКФО провел рабочую встречу с Юнус-беком Евкуровым и Вячеславом Битаровым, на которой речь шла об экономической ситуации в Пригородном районе Северной Осетии и поддержания межнационального мира и согласия на его территории.
И уже 8 декабря 2016 года на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, которое вел президент России Владимир Путин, никто иной как Максим Шевченко передал рекомендации по СКФО президенту РФ и впервые с тех пор, как на уровне полномочного представительства президента были признаны ликвидированными последствия осетино-ингушского конфликта, поднял на высоком государственном уровне вопрос Пригородного района.
«Последний вопрос, который не могу не затронуть, – это совместная просьба, с которой к нам обратились в том числе и главы Ингушетии и Северной Осетии, и представители общественности двух республик, о возобновлении федеральной целевой программы по Пригородному району. Уже давно закончились какие-то предварительные результаты, и ФЦП сейчас внесла бы огромный вклад...» - сказал президенту страны Максим Шевченко. Если только не предположить, что Максим Шевченко обманул президента страны, сказав, что была просьба со стороны Битарова.
Таким образом, с официального сайта президента России kremlin.ru мы узнаем о том, что была совместная просьба глав Ингушетии и Северной Осетии и общественности (!) двух республик по Пригородному району, о которой не было никакой официальной информации, по крайней мере в республиканских СМИ.
Согласно стенограмме заседания, здесь же тему Пригородного района поддержал и глава СПЧ Михаил Федотов:
М.Федотов:... договорились и с главой Северной Осетии-Алании, и с главой Ингушетии, что они создадут у себя при главах республик советы по развитию гражданского общества и правам человека. Мы вместе с ними создадим трёхстороннюю рабочую группу как раз для работы в плане преодоления последствий осетино-ингушского конфликта 1992 года, вовлекая тем самым в преодоление последствий структуры гражданского общества. Мне кажется, это было бы очень полезным делом. Согласны?
В.Путин: Согласен, только аккуратно, чтобы ничего не всколыхнуть там дополнительно.
М.Федотов: Владимир Владимирович, Вы видите, как работает Совет. Мы, наоборот, стараемся узелки разглаживать, а не создавать и не затягивать.
Итак, информация о предстоящем создании трёхсторонней - СПЧ, Осетия, Ингушетия - группы была озвучена Федотовым и опубликована на сайте Кремля.
В декабре также состоялось заседание ещё одной межведомственной рабочей группы по вопросам социально-экономического развития Пригородного района в Федеральном агентстве по делам национальностей, в которую также вошли и глава Ингушетии, и глава Северной Осетии. На этом заседании правительству РСО-Алания было рекомендовано «определить приоритеты в реализации проектов по строительству объектов социально-бытовой и инженерной инфраструктуры на территории Пригородного района до 2022 года, в том числе не менее 3-х, подлежащих реализации в возможно короткие (не позднее 2018 года) сроки».
Это же группа, как сообщил руководитель ФАДН Игорь Баринов, разработала и «дорожную карту», «предусматривающую строительство объектов социально-бытовой и инженерной инфраструктуры на данной территории».
9-10 марта 2017 года и в Ингушетии, и в Осетии прошли заседания Советов по правам человека.
Гражданским обществом, которое в качестве одной из трёх сторон уполномочено решать судьбу Пригородного района, указом главы республики назначили самого Вячеслава Битарова, Алексея Мачнева, Рустема Келехсаева, Эльбруса Бокоева, Таймураз Касаева, Тимура Медоева и ещё нескольких функционеров, не имеющих отношения ни к Пригородному району, ни к общественности. «Матерей Беслана», к примеру, несмотря на обещание Федотова, в Совет не включили, как не включили и представителей югоосетинских гражданских организаций, члены которых сами являются жителями Пригородного.
После этого совещания во Владикавказе и появления в Доме правительства Максима Шевченко жители Северной Осетии поняли, что тема Пригородного района вновь актуализирована. До этого момента все предшествовавшие заседанию договорённости никак не освещались официальными СМИ и пресс-службой главы республики.
14 апреля во Владикавказе прошло ЗАКРЫТОЕ заседание под председательством полпреда президента в СКФО Олега Белавенцева, на котором обсуждался вопрос о формировании и согласовании правильного государственного подхода к решению социально-экономических вопросов Пригородного района республики. Участие в совещании принял глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.
На сайте СПЧ по итогам этого совещания размещена информация издания «Кавполит», в которой содержится информация о том, что «в Москве может быть создана дирекция по развитию Пригородного района Северной Осетии, который уже более 15 лет является предметом спора осетин и ингушей».
Вот в этот момент журналисты задались вопросом о том, что происходило за закрытыми дверями зала заседаний североосетинского руководства.
Узнать о подробностях и намерениях от участников совещания со стороны республики оказалось невозможным. На поставленные публично вопросы отреагировал, но не ответил глава республики.
2 мая на совещании с главами АМС Битаров не стал отрицать факт заседания, о котором официально сообщала пресс-служба, однако заявил, что «сам инициировал это совещание для того, чтобы новый полпред вник в ситуацию, что творится у нас в республике в Пригородном районе».
Однако он тут же опроверг сам себя, сообщив, что «полпред решил провести совещание». И сделал главное заявление о том, что «ни о каких соглашениях разговора не было и нет! Это все вранье (...) при мне такой задачи никому не ставилось, и никаких соглашений я ни с кем не подписывал, я ответственно это говорю. И подписывать не собираюсь».
И здесь глава республики либо лукавит, либо запутался, либо не вник. Потому что он вновь противоречит другим участникам этой истории, которые свидетельствуют, что он дал согласие на создание Совета по правам человека, трёхсторонней комиссии, «дорожной карты».
Более того, 28 апреля на встрече с президентом страны Владимиром Путиным глава Северной Осетии заручился поддержкой в создании программы развития Пригородного района. Также на встрече с президентом Вячеслав Битаров упомянул о «создании комплексной программы социально-экономического развития республики».
«С президентом были обсуждены эти вопросы, и президент сам высказал мнение, чтобы не об одном Пригородном районе заботиться, а вспомнил еще сам и о Моздокском районе. Мы с ним разговаривали и договорились, что он дает поручение о программе социально-экономического развития всей республики нашей. И такое письмо подписано. И сегодня мы должны получить его в республику. Что такое программа социально-экономического развития республики?» - сказал Битаров в своей речи 2 мая.
Действительно, что такое программа социально-экономического развития республики, о которой так часто упоминает Вячеслав Битаров? Возможно, это тот самый документ, который он должен был подготовить и так и не подготовил, ещё будучи председателем правительства при Тамерлане Агузарове? Эту программу все ещё продолжают разрабатывать различные эксперты и по ней, в отличие от ФЦП по Пригородному району, не работает Полпредство, ФАДН и СПЧ. Во всяком случае, в открытом доступе такой информации нет. И от ФЦП она принципиально отличается: «программа Леонтьевского центра» - это «хотелки» региона, а ФЦП - это механизм получения финансирования.
И, кстати, о финансировании. ФЦП тоже не будет финансироваться полностью за счёт федерального бюджета. Речь идёт о поиске инвесторов в Пригородный район - такую задачу поставил Олег Белавенцев и поддержал Юнус-Бек Евкуров.
Надо отметить, что глава Ингушетии намного откровеннее в своих намерениях в отношении Пригородного района и от населения Ингушетии информацию не скрывает.
Как раз 28 апреля в интервью ингушскому телеканалу он сообщил, что в закрытой части совещания был оформлен протокол. «Протокол мы оформили, посмотрели, изучили и пришли к пониманию, что надо совместно работать... один из вопросов, который стоял в том числе, возвращение вынужденных переселенцев, открытие так называемых закрытых населённых пунктов», - сказал Евкуров.
Если верить Битарову, который утверждает, что ничего не подписывал, а не Евкурову, который говорит, что по итогам совещания был оформлен протокол, то, за неимением официальной информации, хочется думать, что в ответ на упоминание о «закрытых сёлах», Вячеслав Битаров, который, по его словам, «сам инициировал это совещание для того, чтобы новый полпред вник в ситуацию», напомнил Олегу Белавенцеву, что его предшественник на должности полпреда Дмитрий Козак официально ещё в 2006 году заявил, что «закрытых населенных пунктов нет». С тех пор в республике ничего не менялось.
На сайте министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Ингушетии есть подробности о засекреченном в Северной Осетии протоколе. Оказывается, он включает 11 пунктов, содержащих предложения для реализации.
В любом случае, факты изложены. Их можно толковать по-разному, но не признавать их никак не получается. Сделано заявление о том, что Вячеслав Битаров договорился с президентом страны, «что он дает поручение о программе социально-экономического развития всей республики нашей. И такое письмо подписано. И сегодня мы должны получить его в республику».
Что ж, если Вячеслав Битаров сумеет превратить попытку использовать его неопытность и продавить ФЦП по Пригородному району в принятие ФЦП развития всей Северной Осетии, то он будет финансистом, титаном и стоиком одновременно. И, конечно, мы все будем аплодировать ему стоя. В любом другом случае «на коленях перед народом», как выражались авторы анонимных рассылок, будут стоять не журналисты, которые привлекли внимание к тому, что происходит в Пригородном, а Совет предателей, который назначен принимать решения за всю республику.
И в заключение ещё один факт, который наглядно демонстрирует расхождения между заявлениями о намерениях и фактами в этой истории «урегулирования».
Руководитель ФАДН Игорь Баринов в интервью, посвящённом Пригородному району, заявил, что «с Минобрнауки России мы готовы обсудить вопрос, чтобы линейка учебных пособий по истории для школьников и студентов Северной Осетии и Ингушетии формировалась под эгидой министерства и применялась только с его одобрения. На мой взгляд, это позволит обеспечить единую и максимально объективную трактовку всех исторических событий, начиная с вопроса об аланских корнях народов Кавказа и заканчивая конфликтом 1992 года».
Юнус-Бек Евкуров сообщил о готовности сотрудничать в работе над школьными программами, «чтобы не допускать националистические настроения среди наших детей». И только у североосетинской стороны не оказалось, что сказать по этому вопросу. А между тем, в соседней Ингушетии издается учебник «История Ингушетии» со вступительным словом главы Евкурова. И из него ингушские дети узнают об истории Пригородного района. И совершенно очевидно, что если уж начинать ликвидацию «отдалённых последствий конфликта» - то с этого учебника. Про который Евкуров на закрытых совещаниях молчит, а Битаров просто не знает.
От автора:
Вячеслав Битаров воспринимает желание получать информацию о том, что происходит в республике и какие решения принимаются во Владикавказе с участием федеральных чиновников и главы Ингушетии, как ведение «информационной войны», в которой, по его собственным словам, «проходимцы играют с нами и ставят вопросы как им выгодно». «Вот эту вот шушеру надо выдавить из республики. Их не должно быть», - заявил он. В связи с вышеизложенным у меня только один вопрос: кто шушера? Кого надо выдавить из республики? И как это - их не должно быть? В прямом смысле слова?
Вячеслав Зелимханович все же глава республики, его указание про то, что «их не должно быть», исполнители могут понять буквально. Не хочется считать это угрозой в адрес тех, кто задавал вопросы о том, что происходит в Пригородном районе и собирается дальше отслеживать эту тему.
Публикации реальных журналистов на важные для республики темы под собственным именем, с готовностью нести ответственность за каждое своё слово, - это не информационная война, это гражданская позиция.
А вот развязанная в сети война анонимов, истерически защищающих каждое, даже очевидно ошибочное движение главы республики, - вот это уже информационная война, причём не с теми, кто анонимами упоминается, а с жителями республики, на которых этот «сливной бачок» и направлен.
Наблюдая за развитием стройной сюжетной линии анонимных авторов в Интернете, мне периодически начинает казаться, что эта армия ботов, во всяком случае ее часть, принадлежит не главе. А кому-то, кто дождавшись очень грубой ошибки власти по теме, которую невозможно обойти молчанием, вовсю пользуется ситуацией. И в этом случае, выходя с любыми публикациями на тему Пригородного, журналисты становятся застрельщиками для главного анонима. Но и в первом, и во втором варианте вопросы к главе, прямая зона ответственности которого - контроль над всем, что происходит в республике. В том числе и анонимами, которые то ли вышли из-под контроля, то ли не совсем правильно усвоили вводные.
А все это вместе - слово «шушера» от лидера нации в зале заседаний, расхождение в показаниях, огульные обвинения предшественников, анонимные распространители клеветы, следы которых ведут в официальные кабинеты, ссоры реальных людей в Интернете и в жизни - все это называется «нездоровая общественно-политическая обстановка».