Честно говоря, думала, что не моя эта войнушка, в которой идеологи Вячеслава Битарова пытаются поменять директора ГТРК Тимура Кусова, которому руководство госканала только что продлило на год договор, на телеведущую Фатиму Сабанову, которая удачно взяла у главы интервью.

Но теперь же у Вячеслава Зелимхановича есть гуру и сенсей Борис Кантемиров, умеющий изобрести такой креативный ход, который никого не оставит равнодушным. Кандидат в парламент от фракции «Единая Россия» и советник главы республики решил собрать «тысячи» подписей под обращением, которое «пишет не он». Народу следует подписаться под текстом на имя руководителей республики и ВГТРК с претензиями о снижении финансирования местного канала и сокращения местного же эфирного времени.

Если бы это была инициатива снизу - от реально возмущённых жителей республики, лишившихся «извещений», которые, кстати, уже вернули, это бы была честная история.

Но инициируют ее люди, прекрасно знающие о том, что причиной сегодняшних финансовых проблем ГТРК является никто иной как сам глава республики Вячеслав Битаров, лишивший «Аланию» республиканского софинансирования, тем самым АВТОМАТИЧЕСКИ обрекая ее на сокращения сотрудников, эфира и программ. И даже знающие о том, почему это происходит: потому что деньги «Алании» пойдут на финансирование нацтв «Иристон» - любимого детища главы республики.

Так случилось, что часть истории непростых отношений Тимура Кусова с тогда ещё премьером правительства Вячеславом Битаровым разворачивалась на моих глазах, когда я была помощником Тамерлана Агузарова.

Здесь надо дать небольшое пояснение. «Алания» финансируется из двух источников: Москва платит за информационную часть и содержание комплекса, а вот в финансировании тематического вещания - а это и есть столь любимые народом программы «Извещения» и «Пятница» - всегда участвовала республика. Именно по этой причине, смею предположить, Москва и закрывала глаза на неформат этих программ: больше часа эфира нет и у Малахова, даже интервью Путина не будет больше 10 тысяч знаков. У Сабановой же было полтора часа эфира, извещения и вовсе лимитировались лишь звёздами.

Но вернёмся к истории с Кусовым и телевидением. Ещё будучи врио премьера, Битаров первым ликвидировал ОсетиюТВ и перестал выплачивать республиканскую часть финансирования «Алании». Тимур Кусов тогда встретился с Тамерланом Кимовичем, и тот распорядился деньги отдать, а мне поручил «проследить». Прежде чем выполнить поручение главы, Вячеслав Зелимханович изъявил желание с Тимуром «поговорить». Разговор был не о том, как развивать канал, а о том, как нехорошо поступала и поступает «Алания», беря с «Баварии» деньги за рекламу. Деньги Кусов увидел только к концу 2015 года, когда в ситуацию вмешался руководитель РТПП, финансирование которому тоже поступало через Кусова.

В феврале 2016 года Агузаров умер, и больше республиканского финансирования «Алания» не видела. Зато глава Битаров тут же решил возродить нацтв, которое Битарову-премьеру было не нужно.

Телевидение с нуля - дело, требующее даже не десятков - сотен миллионов рублей. И всю дорогу нам рассказывали о том, что финансируется создание ТВ «Иристон» из «внебюджетных» источников. То, что этим источником для НАЦИОНАЛЬНОГО канала оказалась УГМК - это отдельная история. Но создатели ТВ стыдливо умалчивали о том, что ежемесячное текущее финансирование нового ТВ планируется осуществлять из бюджета республики. И сумма этого финансирования как раз сопоставима с отсутствующим финансированием тематики «Алании». Вот и весь секрет эфирного коллапса «Алании». Его создало руководство республики, и оно же теперь инициирует сбор подписей к самому себе, с просьбой эту проблему разрешить. И именно с помощью этих подписей Борис Кантемиров собирается заставить Добродеева «иметь бледный вид». Забавная история, ничего не скажешь.

Я с интересом буду следить за тем, как Битаров победит Добродеева. Одеса Байсултанова он уже победил, правда, финансирование тубдиспансера почему-то сейчас оказалось под вопросом. Но, конечно, связи между тем, что осетинские чиновники игнорировали совещания и сложностями финансирования со стороны корпорации нет. Просто местные чиновники верят в себя и в то, что Одес Хасаевич «имел бледный вид». Такой же, какой пообещал Добродееву Кантемиров. Видимо, Валентина Матвиенко, получив осенью сенатором в Совет Федерации вместо Александра Тотоонова Арсена Фадзаева, тоже будет иметь бледный вид. Круто! Наконец-то руль республики в надёжных руках опытного политика, который на равных говорит с московскими функционерами, смело жалуется на них Путину, может поставить на место Росалкогольрегулирование, проигнорировать желания спикера верхней палаты парламента и повышает голос в высоких кабинетах. И правильно! Бледный вид можно заставить иметь любого!

И в заключение об увольнении Тимура Кусова, возможность которого активно муссируется. Уволить его может только руководство канала. Но, как говорили когда-то мои тассовские руководители, «если мы будем увольнять сотрудников по требованию из регионов, нам каждый день придётся увольнять кого-нибудь».

Из нашего региона в федеральные ведомства подобные требования и рекомендации о сведении счётов с людьми поступают регулярно. К примеру, уволить меня руководителям республики удалось. Но не потому, что они «заставили иметь бледный вид» кого-то из руководителей ТАСС. Я подставилась сама и сделала это сознательно. В тассовском стайлгайде отдельной строкой прописано, что мы не имеем права публично высказываться на межнациональные темы. А я высказывалась на тему Пригородного. И продолжила это делать даже после дружеского предупреждения. Ну и интервью с Муратом Агузаровым тоже стало плюсом к карме.

Но моя история - это не про Тимура Кусова, который конформист и безупречный чиновник, всегда играющий на стороне любого руководителя, в том числе и Битарова. Потому что так положено, а Тимур человек системы. Кусов корпоративные правила не нарушал, в отличие от той же Сабановой, которая обозначила реальную проблему ГТРК, мастерски выведя из-под удара главного героя этой истории. Наоборот, она даже поблагодарила Вячеслава Зелимхановича за внимание лично к ее программе. То есть сотрудница ВГТРК фактически обвинила руководство канала, федеральное и местное, в том, что случилось по вине недофинансирования из местного бюджета.

Если бы Фатима озвучила внутренние проблемы «Алании», о которых сейчас столько пишут комментаторы, если бы вступилась за незаконно уволенных с канала людей, обрисовала реальную ситуацию и в связи с этим даже заявила о бойкоте своему руководителю, то это бы тоже была другая история - честная.

А пока мы видим лишь позиционную игру, которую местная власть решила разыграть с руководством ВГТРК, используя самую популярную в республике ведущую.

Видимо, до наших руководителей наконец-то дошло, что ресурс ГТРК не перебить никаким другим каналом, даже полностью подконтрольным. Тем более, что все сроки начала вещания нацтв вышли, а выборы уже начались.

Это дошло. Но пока не дошло, что назначать глава республики может только сотрудников своей администрации и членов своего правительства. Это нормально.

Когда глава назначает главврачей, директоров школ и клерков - это странно.

А когда верит, что может диктовать федералам - это уже смешно. Или не смешно? Посмотрим, как будет разворачиваться ситуация на ГТРК.