В преддверии региональных выборов многие задаются вопросом  - что происходит с партийным строительством, если плебисцит вгоняет электорат в глубокую депрессию. С этим сложно поспорить, особенно, если отбросить в сторону официальную отраслевую статистику. Именно ту, которая позволяет держать на плаву региональных и федеральных чиновников. Вертикаль власти, выстроенная страхом потерять свои места, круговая порука вовлеченных в реализацию приоритетов Владимира Путина  ставит всех нас в достаточно глупое положение. Нам предлагают замененную действительность. Но она настолько не состоялась, что реальность рано или поздно поглотит и ее, и тех, кто подкладывает нам утренние газеты. Если что-то не поменять.

Давайте спустимся чуть ближе к плинтусу и рассмотрим региональные ошибки имиждевого строительства. Люди разделились на две категории: премиум и самый что ни есть  треш. Почему это происходит? Да все просто – те, кто дорвался до бюджетов, а именно это самый реальный сегодня способ обогатиться, просто перестали ощущать свою ответственность. Им стало казаться, что им все можно. Их не накажут, потому что те, кто должен контролировать их смелость, тоже хотят зарабатывать. Но делать это официально нельзя. Нужен посредник между ними и бюджетом. И вот тут, начинается, заканчивается и продолжается замкнутый круг. Одни гребут бабки, вторые их прикрывают за бабки, третьи пишут статистику на заказ за бабки... или за страх потерять место. И еще обязательное условие для статистики  – она должна уложиться в прогнозные планы. И не важно, правдива ли она.

Поднимаемся выше  - элиты. Элитарность в любом обществе определяется не количеством денег. И даже не статусом, потому что нет вечных должностей. Элитарность определяется внутренними рамками и эрудированностью. Которые, в свою очередь, определяют, на что способен человек, когда ему позволено многое. А если совсем точно – способен ли наделенный властью думать больше, чем о себе и своей семье. Иными словами – умеет ли он, пользоваться собственной эрудицией на благо других. Так вот, исходя из этого принципа – элиты в России нет. Политической. Потому что люди, наделенные возможностями и ресурсами (в своем абсолютном большинстве – чиновники категории «А»), напрочь забыли о рамках, чести и достоинстве. Символом этого для меня лично стала бабушка, которую осудили за кражу буханки хлеба в одном из регионов. Или избытый отморозком 80-летний старик (кстати, на днях молодого негодяя оправдали), или обливание помоями оппонентов во время очередного витка предвыборных гонок, невзирая на законы и координирующие механизмы в их рамках (прослушка, подтасовка, сведение личных счетов)…. это и есть главный показатель несостоявшихся политэлит – неумение определять угол остроты неконтролируемого.

Закрыв тему «элитарности», хочется перейти к тем, кто продолжает себя считать элитой. Выборы 2017 года - наглядно демонстрируют полнейшую деградацию политических механизмов региональных предвыборных компаний. Очень немногие регионы прибегают к услугам серьезных специалистов-политтехнологов, предпочитая запасаться самыми примитивными, из возможных, административными ресурсами. К примеру, элементарным страхом людей потерять работу. Если прибавить к этому упущенные из-за элементарной лени возможности по вовлечению электората в имиджевые партийные механизмы (или номинальное их привлечение), мы получаем гремучую смесь из нереализованного потенциала  и абсолютного непонимания современных рисков. Любое решение, принимаемое в публичном поле, приобретает оттенок константы и не подвергается пересмотру. Даже если эти решения дискредитируют руководство страны, а не региона (это уже аксиома). Если рассмотреть общество как синтезированные общими интересами и проблемами социальные группы (пусть часто и с разным интеллектуальным уровнем), можно заметить общую тенденцию – все устали от бесконечной никчемности и совершенной, возведенной в ранг абсолюта, уверенности в собственной правоте региональных властей. Причем, с каждым годом эта усталость становится все агрессивнее. Посмотрите, что происходит в разных регионах – люди активно объединяются в своем стремлении что-то менять. При этом традиционной аморфностью характеризуется  средняя полоса России (это обусловлено  долгим процессом адаптации к ненужности, активность людей там весьма условна и подавляется депрессивностью из-за совершенно мизерных доходов семьи на фоне растущих в таких близких мегаполисах , и совершенным равнодушием к их нуждам руководства регионов). Регионы же, на которые возложена особая миссия (учитывая и геополитическое значение в том числе)  - достигнуть максимально комфортной экономической планки – Урал, Сибирь и т.д., с большим потенциалом управленческих кадров, низкой дотационностью (в том числе и во многом благодаря решениям губернаторов) достаточно резонно пользуются особым авторитетом в АП. И тут дело не в волшебстве, а в умении понимать и быстро реагировать на риски и выстраивать приоритеты развития отраслей. Говоря иначе – видеть не желаемое, а  возможное. Не привлекая внимания СМИ хаотичными форматами и отсутствием необходимых коммуникаций с самыми активными прослойками общества.

Возвращаясь к выборам. На фоне усилившегося анализа внутриполитических процессов перед выборами Президента страны приходится констатировать обнажившиеся проблемы ряда регионов. Это высокая нагрузка на региональные бюджеты из-за общей стагнации ряда экономических показателей (в том числе, устаревших механизмов статистических региональных показателей, которые имеют тенденцию к разрыву с реальностью) и, как следствие,  невыполненные обязательства сразу  по нескольким социальным направлениям (урезание стимулирующих надбавок работникам здравоохранения, образования, культуры, недофинансирования регионами ФЦП по социальному блоку; недофинансирование ФОМС; низкая собираемость основных налогов: земля, транспорт и т.д и т.п.); неконтролируемые, веерные сокращения бюджетной сферы – для многих регионов, НДФЛ один из основных источников доходной части бюджета; экстренно принятые программы социально-экономического развития регионов, в чьих параметрах изначально заложены искаженные и непроверенные данные; и самое главное – отсутствие приоритетов бюджетного прогнозирования и отраслевой поддержки.

Такое впечатление, что власть попала в руки людей благодаря хаосу. Они не готовы инициировать  прогресс. Они еле справляются с элементарным – попадают в статистику. Хотя, можно поспорить - многие цифры, при ближайшем рассмотрении, окажутся блефом. Как они попали на эти позиции, благодаря каким незримым кремлевским чиновникам – останется вопросом, полагаю. Но с этих людей рано или поздно все же спросят: товарищ, занося папки кандидата президенту,  готовя аргументацию по тому или иному назначению, Вы были готовы к тому, что большинство Ваших кандидатов – не состоятся в качестве управленцев? И все эти просчеты очень больно ударят по внутриполитической динамике?

Завершая, хочется надеяться, что  выборы 2017 года, будучи площадкой для выборов Президента страны, обнажат проблемы региональной политики и станут своеобразным индикатором перемен. И принятое решение о подготовке губернаторов Академией Государственной службы, как это было еще 30 лет назад, станет для России своебразным трамплином в лучшее будущее,  создаваемое профессионалами.